Встреча с Мати Даном, председателем
добровольного объединения "Атерет Коаним", была назначена в Иерусалиме около музыкальной школы на улице
Гай Бен-Хином.
"Школа находится
неподалеку от Брихат ха-Султан", - напутствовала меня Сара, секретарь
Мати.
Человек
предполагает, а навигатор - располагает. Популярная программа Waze почему-то решила, что улица неведомая мне улица находится в гуще арабского квартала Абу Тор. Скатившись по узкой (наклон – 45 градусов)
улочке, я оказалась у продуктовой лавки.
- Скажите, пожалуйста, как проехать в
музыкальную школу? – окликнула я владельца, который вышел на воздух покурить. Выразительным
жестом лавочник предложил мне задать тот же вопрос по-арабски. А может, просто
послал. В школу. Музыкальную.
В этот момент позвонила Сара.
- Разворачивайся, – скомандовала она,
мгновенно уразумев, что меня занесло в Абу Тор, - и езжай обратно. Желательно - побыстрее.
- Разве я опаздываю?
- Нет. Просто оставаться в том месте
опасно: в последние недели арабы забрасывают автомобили булыжниками.
Поспешить – значит привлечь к себе
внимание: высыпавшие на улицу соседи лавочника решат, что я в панике.
Разворачиваюсь плавно, все с той же безмятежно-вежливой улыбкой. Сара работает "навигатором"
– отдает по телефону команды, в каком направлении "эвакуироваться",
но страха как не было, так и нет. В конце концов, я в своей столице. И еду
туда, куда мне захочется. А если кому-то не нравится…
Хм… Нет, этому жителю Абу Тора я
определенно не нравлюсь: взгляд враждебный, еще чуть-чуть – и…
А вот и поворот. Направо – в полном
соответствии с инструкциями Сары.
Силуан или Шилоах?
Цель товарищества "Атерет
Коаним", созданного в 70-е годы ХХ
века, - заселение Иерусалима. Точнее – его арабских кварталов. Во многих из них
сохранились дома, принадлежавшие евреям в девятнадцатом – начале двадцатого
века. Имеются и участки земли, владельцами которых евреи – в полном
соответствии с записями в кадастре - остаются по сей день.
Восточный Иерусалим: арабское строительство не прекращается ни на секунду
Трудно представить, что когда-то в
квартале Силуан (деревня Шилоах) жили выходцы из Йемена. Что же касается
"русских"…
Мати Дан, глава добровольного объединения "Атерет Коаним"
- В архиве нашего объединения в Старом
городе хранится документ, датированный 1868 годом, - рассказывает глава "Атерет
Коаним" Мати Дан. - Семья Шмуэля Полякова получила в банке долгосрочную
ссуду размером 3000 рублей, обещав вернуть ее в течение… 99 лет! Закончился
срок выплаты "машканты" в 1967 году, когда Иерусалим был освобожден. Мало
кому известно, что в девятнадцатом – начале двадцатого века еврейские кварталы Иерусалима
стремительно разрослись благодаря убежденным сионистам, репатриировавшимся из
России.
Усевшись в миниавтобус с двойными (защита
от камней и бутылок с зажигательной смесью) стеклами и решетчатой сеткой, мы с
Мати Даном отправляемся в арабский квартал Силуан – Шилоах, расположенный в
двух шагах от стен Старого города. Вскарабкавшись по узкой – двум автомобилям
не разминуться – улице, машина останавливается.
Дальше идем пешком. А вот и йеменская
синагога, построенная в 1885 году. Точнее – то место, на котором она стояла. Сегодня
еврейские обитатели арабского квартала Силуан молятся в принадлежащем им многоэтажном
доме – Бейт Йонатан.
Неподалеку от заброшенной синагоги в приземистом
строении, похожем на хибару, живет Шира Канаме с мужем и четырьмя детьми.
Родилась Шира в США, выросла в Израиле.
В гостях у Ширы (снимки еврейских женщин, живущих в Восточном Иерусалиме, я не публикую сознательно: меньше всего хотелось бы привлечь к ним внимание их же соседей)
- Мы не позволяем детям играть на улице:
опасно! - говорит она. – Прежде здесь было спокойнее.
Из окон хибары, единственное достояние
которой – библиотека, открывается захватывающая дух панорама: гора Сион, Старый
город…
- Куда вы ездите за покупками?
- В супермаркет "Рами Леви". Садишься
в машину и едешь. Ничего страшного – человек ко всему привыкает. Правда, в
последние два месяца, в дни антитеррористической операции и после нее,
атмосфера здесь ощутимо изменилась.
Охраной еврейских островков, появившихся
стараниями "Атерет Коаним" и американского миллионера Эрвина
Московича в гуще арабских кварталов, занимается специально нанятая фирма. Меир
Таль служит в ней офицером безопасности.
Меир Таль
- В последнее время, - рассказывает он, -
ХАМАС снова поднял голову в Восточном Иерусалиме. В результате дома,
принадлежащие евреям, стали объектом террористических вылазок. К Шире пытались
залезть в окно. Другим еврейским жителям арабских кварталов бросали в окна
бутылки с "коктейлем Молотова". В Старом городе по женщинам,
направлявшимся к Стене плача, выстрелили петардами. Никакого вреда
"фейерверк" им не причинил, но страху натерпелись… Обеим пришлось
оказывать психологическую помощь.
За последние два месяца, по данным Меира
Таля, тесно сотрудничающего с полицией, арабы Восточного Иерусалима нарушали
общественный порядок 1000 раз.
- На "дело" выходят в масках,
чтобы полицейские не смогли их опознать, - рассказывает Меир. – Досталось Шире
и ее семье. В один из дней осада ее дома продолжалась полтора часа. К
сожалению, сотрудники частной охранной фирмы не вправе производить аресты – это
привилегия полиции. Наши полномочия – защита жизни еврейских жителей Восточного
Иерусалима, не более. Полиция естественным образом поддерживает охранников,
просто ее сотрудники далеко не всегда могут быстро оказаться в нужном месте в
нужное время.
Две недели назад арабы совершили налет на
один из домов в Старом городе: перелезли через забор, сорвали израильские флаги
и сожгли на глазах сотрудников частной охранной фирмы и служащих Пограничной
охраны.
- Чуть не ежедневно мы слышим выкрики:
"Смерть евреям!" и "ХАМАС победил!", - продолжает Меир
Таль. – Даже на свадьбах они скандируют
подстрекательские призывы и прославляют ХАМАС и "Хизбаллу".
Перед законом все равны?
Миха Руа, ответственный от министерства
строительства за Восточный Иерусалим, - человек опытный. В свое время служил в
Иудее, Самарии и Газе.
Миха Руа (справа) с Меиром и одним из жильцов "Бейт Йонатан" на крыше многоэтажного еврейского дома. Сетка - защита от камней: их бросают с верхних этажей соседнего дома
- На мой взгляд, государство располагает
всем инструментарием, с помощью которого арабов Восточного Иерусалима можно
призвать к порядку, - говорит он. – Все они имеют статус постоянных жителей (от
израильского гражданства в свое время арабы отказались) и получают социальные
пособия и льготы, полагающиеся "полноформатным" гражданам: пособие по
безработице и по старости, медицинское обслуживание, пособия на детей.
Игровая площадка на крыше "Бейт Йонатан"
- Предлагаете ли вы лишать этих льгот тех,
кто участвует в беспорядках?
- Нет, вопрос надо ставить иначе, -
говорит Миха. – Ясно, что полиция не в состоянии преследовать сотни, тысячи подростков,
которые забрасывают евреев камнями, - это непродуктивно, к тому же применение
карательных мер по отношению к несовершеннолетним противоречит нашим нравственным
ценностям. Лично я бы поставил на всех въездах в бывшую Йеменскую деревню
полицейских, инспекторов налогового управления, сотрудников Института
национального страхования (Битуах леуми). Если тот или иной житель не платит
взносы в Институт национального страхования, нужно штрафовать его точно так же,
как штрафуют еврейских граждан.
Миха приводит такой факт: полтора месяца
назад его дочь демобилизовалась из армии. Тогда же выяснилось, что еще до
призыва в ЦАХАЛ она задолжала Институту национального страхования 169 шекелей,
но за время службы долг вырос почти в 10 раз и достиг 1650 шекелей, и сейчас
государство требует срочно его погасить.
Силуан (Шилоах)
- Спрашивается, почему за мизерную
задолженность мою дочь надо преследовать, а с жителей Восточного Иерусалима,
многие из которых никогда в жизни не платили взносы в Институт национального
страхования, никто не взимает баснословные долги?!
Вид на мечеть Аль-Акса (справа) с крыши "Бейт Йонатан"
Впрочем, станет ли налоговый инспектор
рисковать жизнью ради того, чтобы вернуть чьи-то долги… государству?!
Дополнительную оплату за риск он не получает.
Благодаря защитному сооружению террористам-смертникам не удается проникнуть в столицу
- Нужно начать штрафовать жителей
Восточного Иерусалима за нарушения правил уличного движения, - продолжает Миха.
– Если я не пристегну ремень безопасности, инспектор Дорожной полиции
непременно меня оштрафует. А кто наказывает за такие нарушения жителей
Силуана?! Еврею, посмевшему говорить за рулем по сотовому телефону, вчинят
такой штраф, что мало не покажется. Почему в кварталах Восточного Иерусалима не
призывают к элементарному порядку арабов?!
Восточный Иерусалим: вид из Силуана
Риторический вопрос… В июле-августе, в дни
антитеррористической операции, столичная
полиция взяла под арест не менее 600 участников беспорядков, двумстам
предъявили обвинение в суде. Однако, по словам Меира Таля, эффективно разгонять
толпы камнеметателей полиции становится все сложнее.
- Подумайте сами: если в день беспорядки
устраивают в двадцати или тридцати разных местах, как могут полицейские всюду
поспеть?! – говорит он…
Что разрешено арабам, евреям запрещено?
Еврейский жилой комплекс в арабском квартале Рас эль-Амуд
Несмотря на то, что в последнее время в
огнедышащих недрах Восточного Иерусалима стало "жарко", никто из
живущих здесь евреев и не помышляет "эвакуироваться".
Мордехай Бенита у себя дома в Рас эль-Амуд
Супруги Мордехай и Рахель Бенита въехали в
новую квартиру в арабском квартале Рас эль-Амуд 11 лет назад. У супругов восемь детей.
В салоне семьи Бенита
- Конечно, и нас периодически забрасывают
камнями, - говорит Мордехай Бенита, - но если учесть, в каком Спецназе ЦАХАЛа я
служил, можно понять, что мальчишек с рогатками никогда не испугаюсь.
- Приезжают ли друзья к вам в гости? – спрашиваю
я.
- Постоянно! И к соседям – тоже. Если 10
лет назад здесь жили считанные еврейские семьи, то сейчас наш комплекс разросся
до 120 квартир, - говорит Мордехай Бенита.
- Вся жизнь – сплошное геройство и…
напряжение?!
Вид на Рас эль-Амуд с балкона Бениты. В Восточном Иерусалиме поражает грязь - строительный мусор, судя по увиденному, годами не вывозят
- Нет, в том-то и суть! Напротив: живем мы
в Иерусалиме - столице своего государства. Это наша земля – как с исторической
точки зрения, так и с юридической (наш комплекс построен на участке,
владельцами которого являются евреи). Почему арабам можно покупать квартиры в
жилом массиве Писгат-Зеэв, а евреям нельзя построить дом в Рас эль-Амуд? Ведь
если мы серьезно настроены на сосуществование и добрососедство, начинается оно
с малого – с равных возможностей, не так ли?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий