понедельник, 30 июля 2012 г.

«Арабская весна» и олимпийское лето: есть ли связь?


Почтить в Лондоне минутой молчания память 11 израильских спортсменов, убитых 40 лет назад арабскими террористами на Олимпиаде в Мюнхене, Международный олимпийский Комитет «тактично» отказался. Швейцарский барон Жак Рогге, стоящий во главе МОК, проявил изысканную политкорректность, продемонстрировав всему миру: спорт и политика несовместимы!

А совместим ли «большой» спорт с религией? Оказывается - да. В эти дни, когда россияне болеют за российских спортсменов, американцы – за свою национальную сборную, а израильтяне тихо – с присущим нации достоинством – глотают слезы обиды и гнева, в мире усиливается новая тенденция: мусульмане болеют не столько за команды своих стран, сколько - за своих единоверцев! А на сайте Al Bawaba ХХХ летние Олимпийские игры и вовсе напрямую связали с… «арабской весной»! 

«Воспитанные в нашем беспокойном ближневосточном регионе наездники, мастера боевых искусств, бегуны, прыгуны, гимнасты и, конечно же (какой арабский мир без них?) стрелки, являются претендентами на золотые, серебряные и бронзовые медали, - пишет анонимный автор редакционной статьи. – Среди них один шейх, один демонстрант, две женщины из Саудовской Аравии и другие арабы, подающие пример храбрости и выносливости как в жизни, так и в спорте. Независимо от того, завоюет ли Ближний Восток золотые медали, он, безусловно, завоевал в 2012 году сердца и умы своими революционными "спортивными" победами на политической арене».
Впрочем, выведенная на Западе формула политкорректности («Что мусульманам дозволено – остальным запрещено») торжествует отнюдь не только в «большом» спорте.

«Мы, мусульмане, молимся о том, чтобы через 25 лет Великобритания, Германия, Франция, Голландия, Россия и другие страны стали исламскими и вся Европа превратилась в мусульманский континент. Мы убеждены, что это произойдет. Иншалла, в один прекрасный день  Европа и весь мир станут мусульманскими».

Приведенную выше мольбу я обнаружила в токбэках на англоязычном сайте 30days.net. Этот ресурс -  особый: на нем в динамике представлена статистика всемирного ислама. Она такова:  в Европе в  настоящее время в Европе выделяются 12 стран со значительным мусульманским населением, прежде всего Албания (70% мусульман), Босния и Герцеговина (40%), Болгария (12%). Плюс  еще 5 государств с «устоявшимся присутствием ислама».

Около 5% населения 25-ти стран Евросоюза – это мусульмане, включая и тех «коренных жителей», которые приняли ислам. По оценкам ООН, в 2040 году 55% населения Европы будут составлять мусульмане. Иными словами, наши дети станут свидетелями того, как  Европа, сегодня считающаяся колыбелью либеральных западных ценностей, исламизируется до такой степени, что мусульмане составят большинство ее населения и посредством свободного волеизъявления смогут изменить основы государственного устройства старейших в мире демократий.

Идеологи исламизации Запада постоянно, изо дня в день внедряют в создание и подсознание мусульман мысль о будущем мировом господстве. Аргументация железная. Вот, например, что пишет на сайте катарского телеканала «Аль-Джазира» доктор Леон Мусави (британский университет Лестера):


«Исторически сложилось так, что Европа представляется семьей народов-христиан. Это дало повод к появлению мифа о том, что в Европе мусульмане являются «аутсайдерами» - им принадлежат  Ближний Восток, Азия и Африка. На самом деле мусульмане живут в Европе на протяжении столетий. Например, боснийские мусульмане укоренились в Европе с 15-го века и по праву считают себя европейцами».

Для подтверждения своих выкладок автор ссылается на показанный недавно по ВВС документальный фильм о мусульманах Англии. По чьему заказу и на чьи средства была снята эта пропагандистская лента, доктор Мусави не указывает, зато особо подчеркивает: фильм убеждает в том, насколько влиятельной была мусульманская община в Великобритании в викторианскую эпоху. Вклад ислама в европейскую науку и культуру, а также в политику огромен, развивает Мусави свой посыл. Более 750 лет мусульмане правили целыми регионами в Италии, Франции, Португалии и Испании. Благодаря им  сформировалось процветающее космополитическое (!) общество.   

В тот период, продолжает автор, мусульмане играли важную роль в передаче будущим поколениям произведений таких древнегреческих философов, как Аристотель. Ученые утверждают (ссылка на идеологически подкованных ученых - коронный прием апологетов всемирного исламского господства), что Ренессанс - это заслуга мусульман. Если бы не они, не вырваться бы Европе из темноты средневековья. 

Если верить доктору Мусави и иже с ним, сегодня Европа процветает благодаря неоценимому вкладу мусульман в науку и культуру. На протяжении веков, пишет автор, мусульмане развивали такие отрасли науки, как медицина, математика, астрономия, химия и философия. Многие английские названия этих отраслей имеют арабские корни, подчеркивает Мусави. Например, «химия» (вниманию лингвистов! – Е.К.) происходит от al-kimiyah, алгебра – от al-jebr и т.п.

«Мусульмане внесли огромный вклад в развитие Европы и  продолжают делать это во многих областях, наряду с другими европейцами, - пишет автор. - Это отражено и в ходе нынешних Олимпийских игр, где часть европейских стран с гордостью представляют атлеты-мусульмане. Например, принимающую страну, Великобританию, представляют такие спортсмены, как Мо Фарах, Мо Сбихи и Даррен Чессмен. Правда, выступают они не как британские мусульмане, а просто как британцы».

Читаешь – и на глаза невольно наворачиваются следы умиления.

Тем временем Гури Вайнберг, сын убитого 40 лет назад в Мюнхене израильского борца Моше Вайнберга, опубликовал на сайте Foxnews статью под заголовком: «Почему МОК никогда не увековечит память жертв резни 1972 года».

Автор приводит такой факт: недавно под давлением журналистов, ведущих независимое расследование, германская полиция опубликовала новые подробности, касающиеся резни в Мюнхене. В частности, было сообщено: помощь в получении поддельных германских паспортов и доступа к Олимпийской деревне террористам  «Черного сентября» оказала действовавшая в Германии группировка нацистов.

«Эта информация была бы не слишком шокирующей, если бы во главе МОК в 1972 году не стоял Эвери Брендедж, известный своими симпатиями к нацистам и антисемитам, - пишет Гури Вайнберг. -  Его протеже Хуан Антонио Самаранч стал вторым «рекордсменом» МОК по продолжительности своего пребывания на посту президента, но его поддержку нацистов и испанского диктатора Франко всегда хранили в «грязной» тайне. Большинство членов МОК знали правду, но молчали, потому что за счет «спортивных» денег Самаранч обеспечил им царский образ жизни».

Приводит Вайнберг и такой факт. Абу Аяд, один из основателей Организации освобождения Палестины (ООП), в свое время публично заявил: в 1972 году МОК проигнорировал просьбу ООП относительно участия ее сборной в Олимпийских играх. В отместку террористы «Черного сентября» решили учинить в Мюнхене расправу над  израильскими спортсменами.

В тот период, напоминает Вайнберг, напряженность на Ближнем Востоке достигла точки кипения. Несмотря на это, МОК отклонил просьбу правительства Израиля об обеспечении безопасности наших спортсменов.

«В 1996 году я с другими сиротами и тремя вдовами спортсменов был впервые приглашен на Олимпийские игры в Атланту, - пишет Гури Вайнберг. – До начала церемонии открытия мы встретились с Алексом Гилади» (занимавшим с 1984 года в МОК высокие посты – Е.К.).

Вайнберг знаком с Гилади с детства. «В прошлом он поддерживал нашу просьбу относительно объявления минуты молчания на церемонии открытия, так что мы приехали в Атланту с большими надеждами, - пишет Вайнберг. – Гилади, однако, сообщил нам, что объявить минуту молчания невозможно: если МОК почтит память израильских спортсменов, придется сделать то же самое и в отношении  палестинцев, погибших в 1972 году во время Олимпийских игр.

Моя мама сказала: "Но ни один палестинский спортсмен не погиб".

Гилади ответил: "Однако были палестинцы, которые погибли в 1972 году во время Олимпийских игр".

Я слышал, как одна из вдов сказала Гилади: "Вы приравниваете  террористов к моему мужу, которого они убили?!"

В ответ на это последовало молчание.

Затем Илана Романо разразилась криком, который преследует меня по сей день. Она кричала: "Как вы смеете! Знаете ли вы, что они сделали с моим мужем! Они бросили его, и в течение нескольких часов он медленно умирал, а затем прикончили, кастрировав и затолкав ЭТО ему в рот!"

Я посмотрел на Гилади: никаких эмоций. Он сидел холодный, как камень. Этот человек лично знал убитых спортсменов. Он возглавлял в 1972 году на Олимпийских играх делегацию израильских СМИ и видел останки жертв злодеяния собственными глазами. Этот человек видел, как выбросили в Олимпийской деревне нагое тело моего отца, чтобы продемонстрировать его всему миру. 

Без намека на сочувствие, Гилади извинился и закончил встречу.

Именно тогда я понял: МОК не желает нас слушать вовсе не из-за того, что он против привнесения в спорт политики. Скорее, это связано с вполне конкретной политикой, которую МОК проводит и по сей день».

пятница, 27 июля 2012 г.

Иждивенчество как идеология


На этой неделе премьер-министр Биньямин Нетаниягу и министр финансов Юваль Штайниц приняли нестандартное (мягко говоря) решение: Израиль перечислил Палестинской автономии 180 миллионов шекелей. Авансом! В счет будущих поступлений налоговой пошлины. А по-нашему, по-простому – презентовал Абу Мазену  астрономическую сумму, подчеркнув: царский подарок – это «жест доброй воли». В автономии – финансовый кризис, в преддверии священного для мусульман месяца Рамадан администрация не может выплатить зарплаты госслужащим. Вот Израиль и решил - безо всякого вмешательства США - поддержать «партнера» Абу Мазена шекелем в надежде, что в ответ на «жест доброй воли» тот вернется за стол переговоров.

Стол, за которым Биби надеялся возобновить переговоры об отступлении Израиля из Иудеи и Самарии, пока еще не накрыт. Деньги Абу Мазен получил, а вместе с ними – вожделенную передышку: госслужащие могут вдоволь запастись продуктами, необходимыми вечером каждого дня в период приуроченного к Рамадану поста.  

Тем временем Всемирный банк - вне всякой связи с оперативными финансовыми нуждами ПА – опубликовал доклад о состоянии палестинской экономики. Прелюбопытный документ! В частности, из него явствует, что в течение двух десятилетий правительства  иностранных государств-доноров влили в экономику «будущего Палестинского государства» миллиарды долларов. Благодаря щедрости мировой общественности в период с 2007 по 2011 год рост ВВП составил 7,7%. Но стоило зарубежным странам-филантропам снизить суммы пожертвований, как Абу-Мазен снова оказался прижатым к стенке: казна пуста, даже зарплаты чиновникам Организации освобождения Палестины выплатить нечем.

Фигурирует в докладе Всемирного банка и такой факт: благодаря щедрым вспомоществованиям из-за границы на Западном берегу расцвели такие секторы экономики, как недвижимость (в этом нетрудно убедиться, прокатившись мимо арабских деревень Иудеи и Самарии) и торговля. Однако собственно производство - промышленное и сельскохозяйственное - существенно сократилось. Смекаете? К чему надрываться и что-либо производить, если заграница при любых обстоятельствах не бросит ПА в беде?!

Автор доклада Джон Насир подчеркнул: администрация ПА прилагает усилия в направлении создания институтов государственной власти, но экономика автономии недостаточно развита для того, чтобы обеспечить содержание государственных структур. Насир также добавил, что «стабильная экономика не может полагаться на иностранную помощь».

Не может, но вот уже почти 20 лет (с момента создания автономии после подписания «ословских соглашений») – полагается. И делает это  успешно. Чувствительная к нуждам «палестинского народа» международная общественность вливает колоссальные средства не только в казну ПА – через специально созданное при ООН агентство UNWRA она вот уже 64 года содержит многомиллионный отряд  палестинских беженцев.

Нет, бюджет UNWRA никоим образом не связан с теми деньгами, которые США и Европа регулярно отстегивают администрации Палестинской автономии. Более того: цели агентства ООН по оказанию помощи палестинским беженцам кардинально противоречат целям самой палестинской администрации! Об этом пишет на сайте Nugudi.com Суфий Аль-Файсал. Автор, не скрывающий своих симпатий к борцам за освобождение Палестины, убежден: гиперактивная деятельность UNWRA вредит «палестинскому делу»!  И вот почему. По официальным данным, распространяемым агентством  UNWRA, под крылышком данной структуры в настоящее время находятся 5.000.000 (пять миллионов!) беженцев. Проживают они в Палестинской автономии ФАТХа на Западном берегу, в исламистской Газе ХАМАСа, а также в Иордании, Ливане и Сирии. Однако независимые эксперты считают, что количество беженцев не просто искусственно раздуто, но - доведено до абсурда.

Расхождения между реальным и утрированным числом беженцев вытекают из способа определения их статуса. UNWRA официально причисляет к беженцам не только тех лиц, «чьим местом жительства в период с 1 июня 1946 по 15 мая 1948 года была Палестина и кто потерял в результате конфликта 1948 года свои дома и средства к существованию», но также их детей и внуков!

Шкурный интерес агентство ООН вполне объясним: ведь чем больше у него «клиентов» (UNWRA является крупнейшим работодателем и оказывает палестинцам помощь в сфере образования) – тем крупнее и выделяемые на его деятельность средства, а значит - тем больше штатных единиц с достойными зарплатами и социальными условиями.

Тем временем Конвенция ООН 1951 года допускает предоставление статуса беженца исключительно лицам, вынужденно покинувшим свои страны. Однако их потомки никоим образом не входят в эту категорию!  Напротив: если ребенок беженца родился на территории иностранного (цивилизованного) государства, таковое обычно предоставляет новорожденному гражданство, а вместе с ним – и равноправие. Например, младенцы, родившиеся в конце 80-х в семьях советских евреев, добиравшихся через Вену в США, получили австрийское гражданство. Это нормально. Ведь, с точки зрения Верховного комиссара ООН по делам беженцев, целью международной общественности должно быть оказание беженцам всемерной помощи в строительстве новой жизни в новых для них странах.  

UNWRA поставила перед собой и последовательно (при активной поддержке арабского мира) реализует прямо противоположную задачу: довести абсурда количество палестинских беженцев и их потомков, не получивших за 64 года гражданство ни в братской Сирии, ни в дружественном Ливане и ни в родной Иордании. Всей этой массе – в трех поколениях – постоянно внушают мысль, что единственной «родиной», на которую они рано или поздно вернутся, является только «Палестина» (читай – Израиль).

В США республиканцы сделали первый шаг, направленный на восстановление реальной картины, связанной с количеством палестинских беженцев. 24 мая этого года представитель республиканцев от штата Иллинойс Марк Кирк внес в Сенате поправку, которая была единогласно принята. Кирк, в частности, потребовал, чтобы Госдепартамент разъяснил Конгрессу, сколько человек из заявленных UNWRA 5 миллионов действительно являются беженцами, фактически покинувшими Палестину между 1946 и 1948 годами, и каково точное число их потомков. И хотя данная поправка пока не повлияла на размеры финансирования агентства UNWRA,  в Израиле на нее возлагают немалые надежды: ведь после объективного пересчета число палестинских беженцев, чей статус соответствует требованиям Конвенции ООН от 1951 года, может сократиться с 5 млн. до… 30.000! А это позволит резко уменьшить финансирование,  выделяемое UNWRA государствами-донорами. Крупнейшим из них являются США: ежегодно они перечисляют UNWRA 250 миллионов долларов.

«Агентства по делам беженцев не должны участвовать в политике, - пишет Аль-Файсал. - Если UNWRA не помогает палестинцам избавиться от статуса беженца, а превращает их в «вечных» беженцев, мы должны спросить себя, в чем подлинная цель данной структуры: помочь палестинцам заново построить свою жизнь в новых странах или целиком и полностью сосредоточиться на ликвидации своего врага?»

Для израильтян вопрос, поставленный независимо мыслящим арабским журналистом, не является риторическим: нам давным-давно ясно, какие цели преследует агентство ООН по поддержке палестинских беженцев. Гораздо больший интерес представляет другой вопрос, заданный Аль-Файсалом: что произошло бы, если бы UNWRA начала материально поддерживать Палестинскую автономию? И не мешает ли администрации ПА гиперактивная деятельность агентства ООН в сфере трудоустройства, образования, транспорта и т.д.? Ведь если бы  UNWRA не действовала на территории автономии, ее жителям  пришлось бы самостоятельно удовлетворять свои экономические нужды, прежде всего - развивать промышленность и сельскохозяйственное производство. То есть - пытаться жить за свой счет, как это принято в любом цивилизованном обществе.

А пока…

Пока Палестинская автономия, привыкшая за 20 лет своего существования к иждивенчеству, по-прежнему остается содержанкой. Как говорится, дают – бери!.. 

воскресенье, 15 июля 2012 г.

Нокдим: русская история еврейского поселка (часть вторая)


Москва – это здесь!

Обнаруженное в интернете генеалогическое дерево Бен-Сендеров выглядит внушительно: Зеэв и Мириам молоды до неприличия, а у них уже шесть дочек! Старшая - Рахель-Эфрат учится на факультете журналистики в университете Ариэля; Шломит служит в ЦАХАЛе, в элитной боевой части. На побывку приезжает с тяжеленным китбэком и автоматом. Впечатление такое, что это о ней написал в Израиле в начале 90-х Булат Окуджава:

«Смуглая сабра с оружием, с тоненькой шейкою
Юной хозяйкой глядит из-под черных ресниц»…
Нет, переодеваться в форму цвета хаки ради семейного снимка   Шломит категорически не согласна.
Точно не хочешь?» - спрашивает Зеэв, впрочем, нисколько не настаивая (чтобы справиться с ролью авторитетного главы семейства, находясь в окружении семи своенравных красавиц, нужно быть и актером, и дипломатом, и сильной личностью – и в то же время обладать природным чувством юмора). Пару дней назад медсестра столичной больницы, куда Зеэв привез на процедуру Шломит, приняла его за поклонника, а вовсе не за отца пациентки. Бен-Сендера это нисколько не смутило. Мириам (Машу), жену Зеэва, тоже нередко принимают за старшую сестру взрослых дочерей. Вот и чудно! Ведь если у девочек такие молодые родители, значит, и отношения между поколениями «отцов и детей» куда более дружеские, доверительные.
В ярком гамаке, подвешенном у входа в дом, старшую сестру-военнослужащую вертят и раскачивают младшие – Сара-Наоми и Авиталь (обе – уроженки Нокдим). Тамар тем временем сосредоточенно планирует, с кем из подруг провести субботний вечер.
Маша хлопочет на кухне, вихрем проносится по салону, подбирает и кладет в шкаф разбросанную детскую одежду, отвечает на звонки по сотовому да еще и ведет светскую (по случаю журналистского набега) беседу.

Старожил – понятие относительное
16-летняя Маша Гельштейн приехала в Израиль в 1987 году с матерью Наталией, ее мужем Пинхасом Полонским и сестрой Ханой.

Первый год семья москвичей прожила в поселке Хар Ноф, после чего перебралась в Маале Адумим.
Зеэв Бен-Сендер (Владимир Зимоненко) репатриировался в 1989 году («Родители довольно долго не давали мне разрешения на выезд», - рассказывает он). Жить коренному москвичу хотелось в столице. Но чтобы арендовать квартиру, требовался компаньон.
- Я написал объявление: «Ищу сожителя для съема квартиры» и вывесил его в коридоре «Маханаима», - вспоминает Зеэв.
Увидев ёрнический текст, Пинхас (Петя) Полонский со свойственной ему мягкостью пожурил молодого человека: «Володя, ну что это за слово – «сожитель»?!» Из уважения к Пете (и ради скорейшей аренды квартиры) пришлось Володе поступиться юмором и нацарапать  объявление заново.
Тем временем в «Маханаим» приехала Маша. Увидела листок бумаги на доске объявлений и спрашивает: «Кто такой Володя Зимоненко?»
«Все его знают, а ты – нет?» - удивился Полонский.
В тот момент Маше и в голову бы не пришло, что пройдет время – и  спонтанно заданный ею вопрос превратится в неотъемлемую часть семейного эпоса. Впрочем, свел Володю с Машей вовсе не юмор, свела – беда…
…Через полгода после того, как Володя репатриировался, в Израиль приехала его подруга. А спустя три месяца разразилась трагедия: девушка погибла в автокатастрофе.
- Я сидел с ее дедом, - вспоминает Володя, - и мне абсолютно ничего не хотелось… Полная апатия.
Дедушка спрашивает: «Чем собираешься заниматься?» Чтобы отвязаться, а не потому, что он что-то знал, Володя (в Москве он работал в театре) сказал: «В ближайшее время приедет мой начальник. Возможно, мы с ним создадим в Израиле театр».
Театр «Гешер»: точка отсчета
Через месяц у Володи раздался телефонный звонок, и он услышал взволнованный голос Славы Мальцева: «Я приехал в Израиль: хотим проверить, можно ли открыть здесь театр».
- Я со Славой бегал по знакомым да по инстанциям, - рассказывает Бен-Сендер. – Переводил на деловых встречах с иврита на русский, давал советы… Это было чудесное время. Мальцев был полон энергии, и с ним было удивительно здорово работать. Сколько интересных людей мы тогда встретили!.. Сидели на кухне у Нины Михоэлс. Мало кто тогда верил в то, что в Израиле удастся создать еще один театр. Говорили: «Уже пробовали до вас. Ничего не получится. Актеры и режиссеры приезжают и ищут работу в уже существующих театрах».
Понемногу из Москвы приезжали актеры.
- Коммуной жили в квартире Мальцевых, - вспоминает Володя Бен-Сендер. – Началась война в Персидском заливе. Тель-Авив опустел и по вечерам превращался в город-призрак. Мы тоже всей коммуной переехали в Иерусалим и расселились по квартирам знакомых. В Иерусалиме казалось спокойнее. На репетиции мы ходили с противогазами. С нами была хореограф Марина Белтова. Муж Марины, Эдик, остался в рамат-ганской квартире. «Скад» взорвался рядом с домом. Эдик чудом остался жив. Помню, он рассказывал, как что-то заставило его броситься на пол, а в следующий момент прогремел взрыв. Обломки внешней стены пролетели над ним и ударились о противоположную стену. На другой день мы приехали в Рамат-Ган помочь забрать из квартиры уцелевшие вещи. Во внешней стене зияла огромная дыра…  
Старожил» Бен-Сендер прошел с Мальцевым весь путь от идеи до создания театра «Гешер». 
- Позднее, в 1991 году, прилетела актерская группа, за исключением Игоря Миркурбанова, он задержался, - рассказывает Володя Бен-Сендер. – Для постановки отрывка из «Недоросля» труппе не хватало актера, который исполнил бы главную роль.
В авральном порядке вместо Миркурбанова в спектакль ввели Бен-Сендера. И на премьере «Гешера» он сыграл Митрофанушку. Но надолго на сцене не задержался: в возрасте 23-х лет (по израильским меркам – переростком, а не недорослем) Бен-Сендер напросился в ЦАХАЛ.
- Наша армейская база находилась в Иорданской долине, а курс молодого бойца я прошел в Негеве, - вспоминает Володя. – Месяц мы провели в Ливане (помните снежную зиму 1992 года?). А потом у меня немного ухудшилось зрение. Командир дал мне отпуск, чтобы я прошел проверку и заказал очки.
В дни отпуска Володя поспешил к друзьям в Маале Адумим. Приехал в целях улучшения зрения, но был ослеплен красотой и обаянием Маши, с которой случайно столкнулся у приятелей.
23 февраля 1992 года Володя и Маша стали мужем и женой.
- За несколько дней до хупы мы зашли в Сионистский Форум, чтобы пригласить Наташу Бехман, - вспоминает Маша.
Наташа спросила: «Где состоится свадьба?»
«Понятия не имею…» - смутилась Маша.
«Тогда давайте поставим вам хупу прямо здесь!»
- Вот мы и поженились в здании Сионистского Форума на улице ха-Ор, два, в Иерусалиме, - говорит Маша.
В поисках места под солнцем
Поначалу молодожены с малышкой Рахелью-Эфрат (дочерью Маши от первого брака) жили на съемной квартире в Маале Адумим, а после рождения Шломит отправились на работу в Москву: Володю пригласили на административную должность в йешиву раввина Штейнзальца. Маша преподавала иврит и иудаизм в еврейском педагогическом училище для девочек. Однако надолго в Москве Бен-Сендеры не задержались.
- После Израиля практически невозможно просуществовать в городе, где девять месяцев в году не светит солнце, - рассказывает Маша. – Ждала я как-то Володю в метро с Шломит (малютка - в висящем на животе рюкзаке). Стою и жду мужа, счастливая… Внезапно на станции останавливаются сразу два поезда – выходят пассажиры. Хмурые, озлобленные. Смотрят на меня исподлобья - и я чувствую, как улыбка сама сползает с моего лица. Ощущение было примерно таким: меня сейчас убьют только за то, что я здесь стою - такая довольная и сияющая. Мне стало жутко…
Бен-Сендеры поспешили вернуться в Израиль. Вскоре у них родилась еще одна дочь – Катя-Лея, а через год появилась Тамар.
По возвращении из Москвы Бен-Сендеры прожили некоторое время на съемной квартире в поселке Эфрата. К тому моменту Израиль успел подписать с Арафатом «ословские соглашения» - новое строительство в Иудее, Самарии и секторе Газа «заморозили»…
- Все разрешения на строительство нового жилого квартала у инициативной группы уже имелись, но приступить к сооружению  домов правительство не позволяет, - вспоминает Маша. – Тогда лидеры нашей группы заявили: «Будь что будем – доставим на участок караваны». Мы вселились в первый же привезенный на холм вагончик. Водопровода нет. Химический туалет на улице. Электричества поначалу тоже не было, но позднее на холм притащили генератор.
Постепенно жизнь начала превращаться из походной - в оседлую. Даже телефон в караване появился.
Арабы отреагировали на подписание «ословских соглашений» новой волной кровопролития: в середине 90-х по стране прокатилась серия чудовищных терактов. Подрывались в автобусах, ресторанах и кафе террористы-смертники, взлелеянные ХАМАСом.
- Как-то пришлось уложить Рахель на операцию, - вспоминает Маша. – Я снова была беременна. Оставила девочку в отделении иерусалимской больницы «Шаарей цедек» и поехала по своим делам. Вошла в автобус – и обомлела: Шошан-Пурим, но ни одного пассажира! Люди боялись ездить в автобусах. Если кому-то позарез нужно было добраться до какого-то места, в автобус он входил с замиранием сердца и пристрастно осматривал пассажиров. И если у кого-то в руках -  большая сумка, тут же возникало подозрение: а вдруг в ней спрятана взрывчатка?.. И начинается: где сейчас дети? И что будет с ними, если автобус, в котором я еду, взорвется. И есть ли при себе удостоверение личности (если случится самое страшное, по «теудат зеуту» меня быстро опознают)… Ничего подобного на поселениях мы не испытывали…
На холме в окрестностях Эфраты Бен-Сендеры прожили четыре года. Тем временем пронесся слух, что по соседству с Ткоа строится новый поселок.
- Я подумала: край света, пустыня… - вспоминает Маша. – Туда я никогда в жизни не поеду. Но приятели настаивали: в Нокдим очень хорошие условия приема.
Однажды в Эфрату приехали старожилы Нокдим - Йона Френкель и Элла Либерман.
- Вова сказал: «Пойдем, послушаем, что они расскажут», - вспоминает Маша. – А после того как мы послушали, предложил: «Давай съездим - посмотрим». В конце концов, мы отправились в Иудейскую пустыню на тот холм, где сейчас находится караванный поселок Кфар-Эльдад, сходу попали в караван к Либерманам и были потрясены созданным Эллой домашним уютом.
Маша с Володей стали частенько наведываться в Нокдим: харизматичная «русская» компания. Искрометные «капустники»,  пуримшпили. Юмор - как в Москве, но - пикантнее!
Однажды Маша нарядила мужа на пуримский карнавал Красной шапочкой. 
- Костюм был сооружен за две минуты, - вспоминает она. – Я облачила Володю в просторное платье, которое носила во время беременности, и в красную шапку дочери. В корзинку Вова положил бутылку виски – и мы поехали в Нокдим.
Бывших актеров не бывает: менять профессию заставляют обстоятельства, но природу свою не изменишь. Бен-Сендер произвел в поселке настоящий фурор: такой бородатой глазастой Красной шапочки здесь еще не видели.
Дом на пригорке  

Вскоре в Эфрату позвонил Яир Мааян, старожил Нокдим: «У нас намечается новый проект. Приезжайте».
- Первым в рамках этого проекта в 1997 году был построен наш дом, - говорит Маша. – Как только появились двери и окна (электричество к дому подведено не было) – мы тут же перебрались из Эфраты в Нокдим.
Недостроенный дом Бен-Сендеров одиноко высился на пригорке.
- Переехали мы 31 августа – на другой день детей нужно отправлять в школу, - рассказывает Маша. – Электричеством нас снабдил Миша Горловский – протянул от своего дома провод. Несколько дней подряд кормил нас и поил, да еще и дом освещал.
Свою первую ночь в Иудейской пустыне Маша запомнила навсегда.
- Внезапно меня разбудили странные звуки – будто кто-то открыл кран, - вспоминает она. – Я в ужасе вскочила с постели и поспешила к входной двери: не дай Б-г, террорист.
Прокравшись на цыпочках в кухню, Маша ахнула: стоит себе Володя и пьет воду.
«Маня, что с тобой? Ты почему встала?!»
…Младшие дочери Бен-Сендеров родились в Нокдим уже после того, как мама с папой поработали в США, но достаточно быстро вернулись: там, как и в Москве, остро не хватало солнца и общения. Из-за двух малышек Маше пришлось на время пожертвовать карьерой и присматривать за детьми. Но стоило девочкам подрасти, Маша начала работать вначале в книгоиздательстве Михаила Львовича Гринберга, спустя год перешла в проект Сохнута, а сейчас является сотрудником Отдела международных связей мемориального Музея Катастрофы «Яд Ва-Шем».
Володя тем временем пробовал себя в разных амплуа.
- По возвращении из Москвы, где мы проработали полтора года, я устроился в русскую студию «Аруц 7» и плавал на корабле, - вспоминает он. – Конец 1995 года. К тому моменту «пиратская» радиостанция, вещавшая на иврите, существовала уже давно, а тут открылась русская студия. Я спросил начальство: «А что передавать?» Мне ответили: «Передавайте, что хотите, главное – заполнить эфир в отведенные вам часы вещания». Часть тем мы черпали из вчерашних газет, другую – из передач армейской радиостанции «Галей ЦАХАЛ».
- Проработав год, Володя почувствовал, что настоящего журналиста из него не получится, - говорит Маша. – Но представьте, что ощущала я, когда муж всю неделю проводит на корабле, а я в одиночку должна была справляться с детьми дома.  
Еще до начала работы на «Аруц 7» Володя окончил курсы программирования.
- И хотя на годичных курсах нам дали минимум знаний, какую-то основу я получил. Остальное было делом самообразования, - говорит он. - Сейчас работаю в тель-авивской компании, специализирующейся в области защиты информации. Чтобы не простаивать часами в заторах, нередко приходится ночевать в Тель-Авиве, зато работа серьезная.
В 2006 году, по окончании Второй ливанской войны, в дни которой жители Нокдим приняли семьи «эвакуированных» северян, Володя решился на драматический шаг: отключил кабельное телевидение.
- Во время войны мы ни на секунду не отходили от телевизора и все время отслеживали оперативные сводки в интернете, - вспоминает Маша. – Моя подруга Катя организовала добровольное объединение «Самооборона», занимавшееся не только доставкой продуктов северянам, но и эвакуацией. А после войны смотреть по телевизору уже было нечего. Мы решили: пора девочкам начать читать книги. И отказались от кабельного телевидения.
- В Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе в выходные можно съездить  в театр или на концерт. А что в Нокдим?
- А в Нокдим, к примеру, приезжал Фазиль Искандер, - говорит Маша. – Заманила его к нам Элла Либерман. Было потрясающе - чудесный незабываемый вечер. Многим из нас не верилось, что к великому писателю можно вот так запросто притронуться. Замечательно отпраздновали мы в своей «деревне» юбилеи Йоны Френкель и Милы Трестман. Так как Йона - один из основателей нашего поселка, пришлось по случаю ее юбилея устроить «показ мод». Володя сыграл роль легендарного дизайнера Лагерфельда. Правда, вместо костюмов на подиуме демонстрировали… новые дома! Потом мы сыграли спектакль «Как стать миллионером». А на юбилее поэта Григория Трестмана мы разыграли «Белое солнце пустыни». И, конечно,  незабываемые пуримшпили…
Если прибавить к этому ежегодный праздник дегустации вин, произведенных из выращиваемого в Гуш-Эционе винограда, создается картина не хуже столичной: «русским» интеллектуалам явно не приходится скучать в своей «деревне».
«Бермудский» треугольник или – «русский»?

Израильская пресса старается не упоминать в своих публикациях поселки, расположенные в восточной оконечности Гуш-Эциона. Для отечественных «либералов» Никдим, Ткоа и Кфар Эльдад – это «бермудский треугольник». С их точки зрения, реально  существует только «государство Тель-Авив» (неслучайно именно здесь, на бульваре Ротшильда, доморощенные «правозащитники» от среднего класса проводят крикливые демонстрации с требованием «социальной справедливости»).
Тем временем для жителей Нокдим справедливость и взаимная поддержка так же естественны, как необходимость забрать соседского ребенка из детского садика, если его мама задержалась на работе в столице.  
Воспитательницей в одном из детских садов поселка работает Анна Ланкина. История ее переезда в Нокдим столь же типична, сколь и уникальна.
Анна репатриировалась в 2001 году из Челябинска. Поначалу пять месяцев прожила в кибуце Мааган Михаэль, затем еще пять месяцев – в центре абсорбции в Ашкелоне.
- Аннушка прилетела в Израиль одна, мы познакомились случайно у друзей, - рассказывает Влад Ланкин, репатриант из Магнитогорска (в стране с 1993 года).
Классическая история – любовь с первого взгляда. Вскоре Влад сделал Анне предложение. Вот тут-то и встал вопрос: где жить?
Влад был знаком с Йоной Френкель, старожилом Нокдим.
Она пригласила молодых людей в поселок на ознакомительную экскурсию, уезжать после которой ни Владу, ни Аннушке уже не захотелось.
- Свадьбу нам устроили в местном зале торжеств, - вспоминает Влад. – Каждая семья принесла приготовленное заранее коронное блюдо. Нас это растрогало до глубины души. Такое сегодня невозможно не только в России, но даже в крупных городах Израиля. Приехали мы в поселок в ноябре 2002 года. Вторая интифада. Шок после теракта, в котором погибли Аарон Гуров и Авраам Фиш… Настроение у людей подавленное. Впоследствии выяснилось: наш приезд, а потом и свадьба стали поворотным пунктом, всколыхнувшим многих жителей ишува. Как же они хотели нам помочь, как старались…
Поначалу Влад с Аннушкой жили на съемной квартире. Там родилась их старшая дочь Соня (сегодня ей 9 лет).
- Дом мы выкупили у руководства «мехины», когда была объявлена распродажа, - рассказывает Влад. – Тогда он, правда, был одноэтажным – позднее пришлось достроить еще один этаж.
- Как вам, коренным горожанам, живется в «деревне»? – спрашиваю я Анну (по специальности она – преподаватель немецкого языка).
- Мне, к сожалению, сельскую жизнь в Израиле сравнивать не с чем – вскоре после репатриации я вышла замуж и переехала с Владом в Нокдим, поэтому я не знаю, как живется молодоженам в городах на съемных квартирах, - говорит Анна. – А здесь у нас свой дом, тишина – иногда слышишь, как кузнечики стрекочут. О таком райском уголке мы и не мечтали. Кроме того, за девочек (их у Ланкиных уже две – Е.К.) беспокоиться не приходится: дети в ишуве всегда присмотрены.
- В поселке вообще другая жизнь, - говорит Влад. – Ты близко знаком со всеми соседями, знаешь, кто есть кто и кто чем дышит. Тебе известно, с кем дочка играла сегодня, и с кем будет играть завтра, с кем она подружилась и с кем поссорилась: здесь всё на виду.
- Но на работу приходится ездить?
- Да, я работаю в головном офисе крупной строительной компании в Иерусалиме, - говорит Влад. 
Подобно Владимиру Бен-Сендеру, доктору Меиру (Мите) Антопольскому и другим «односельчанам», Влад Ланкин, приехавший в Израиль в отнюдь не призывном возрасте, тоже служит в армии, в танковых войсках.
- Моя военная профессия – минометчик, - рассказывает он, – есть в ЦАХАЛе такие маленькие танки с минометами. 
В конце 2008 года, в дни антитеррористической операции «Литой свинец», резервистские сборы Влада растянулись на целых два месяца: его часть стояла под Ашкелоном, готовая в любой момент штурмовать северную оконечность Хамастана.
- Несмотря на то, что наша часть относится к Северному округу, в дни операции она вошла в сектор Газа, - рассказывает Влад. - Мы продвинулись в глубину вражеской территории и уже стояли в пригороде  Газы, но высшее армейское командование дало отбой, так что проехаться на танках по городу нам не удалось. 
Аннушка тем временем оставалась в Нокдим  со старшей дочкой Соней.
- Поначалу мы с Владом поддерживали связь - он отвечал по сотовому телефону на мои звонки, - рассказывает она. – В один из дней (я в тот момент была на работе) Влад позвонил и сказал: «Аннушка, я выключаю телефон на неопределенное время».
Жена сразу все поняла. И хотя Анна не из робкого десятка, ей стало дурно.
- Телефон молчал полтора дня, - вспоминает она. - Мне, конечно, было очень тяжело.
Вряд ли Анна выдержала бы испытание неизвестностью, если бы не «односельчане»: узнав, что Влад, видимо, вошел в сектор Газа, соседи  бросились отвлекать молодую женщину. Наперебой приглашали на обед, звонили, поддерживали.
- Я круглые сутки не отходила от телевизора, постоянно слушала фронтовые сводки, которые передают по радио, - говорит Анна. - И все эти дни нас с Соней опекал весь поселок.
…Младшая дочь Ланкиных, Шелли, родилась полтора года назад. Пока малышка разбирается с игрушками, Влад рассказывает, что в рамках операции «Литой свинец» в секторе Газа сражались многие воины-резервисты из Нокдим.
- Что и говорить, поселки Иудеи и Самарии – это не «государство Тель-Авив», где от службы в ЦАХАЛе уклоняется чуть не половина молодых людей, - замечаю я.
- Вы правы, - подтверждает Ланкин. – Общинный образ жизни - иная ментальность. Мы не стесняемся своей любви к Эрец-Исраэль и готовности защищать от врагов свое государство.
Вместо эпилога
Напоследок – эпизод, воспроизведенный Аней Антопольской, основателем добровольного объединения "Место встречи":

- Меня часто спрашивают, в каких отношениях «русские» жители поселка с сабрами. А вот в каких: однажды вечером я подобрала на шоссе тремписта. Молодой человек сел в машину, сказал на чистейшем русском языке «Добрый вечер!» - и мы поехали. Лишь позже, присмотревшись в зеркало заднего обзора, я поняла, что мой попутчик – сын выходцев из Йемена…